Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Комментарий к статье 129 БК РФ

Комментируемая статья определяет перечень форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Согласно общему определению, данному в ст. 6 Кодекса, межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Предоставление из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ регламентировано положениями ст. 131 Кодекса, в п. 2 которой установлено, что указанные дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Как определено в ст. 6 Кодекса, дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ согласно п. 1 ст. 132 Кодекса понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОГВ субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий ОМСУ по вопросам местного значения. Там же установлено, что совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 133 Кодекса понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления ОГВ субъектов РФ и (или) ОМСУ в установленном порядке. Там же установлено, что совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Согласно ст. 132.1 Кодекса в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Другой комментарий к статье 129 Бюджетного Кодекса РФ

Глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает законодательный порядок перераспределения бюджетный средств путем использования различных форм межбюджетных трансфертов.

Понятие "трансферт" происходит от английского transfer - перенос, перемещение <1>.

--------------------------------
<1> Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М.: Русский язык. С. 741.

Легальное понятие межбюджетных трансфертов содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации <1>.

--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823. В ранее действующей редакции под межбюджетными трансфертами понимались средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. См.: Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 26.04.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Примечательно, что в рамках действовавшей до 1 января 2005 г. редакции БК РФ глава 16 называлась "Межбюджетные отношения" и содержала несколько иные, нежели сейчас, нормы. Так, в ней содержалось понятие межбюджетных отношений, под которыми понимались отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 129 БК РФ). Таким образом, к межбюджетным причислялись любого рода отношения, возникающие между различными уровнями бюджетной системы РФ.

В действующей редакции БК РФ данное определение содержится в ст. 6 БК РФ и под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса <1>. Таким образом, можно сделать логичный вывод о том, что законодатель идет по пути выработки более универсальных понятий.

--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Взаимосвязь межбюджетных правоотношений и трансфертов проявляется в том, что процесс передачи средств, перераспределение денежных средств от одних бюджетных фондов в пользу других - это и есть, по сути, отношения между бюджетами различных уровней.

В качестве особенностей главы 16 БК РФ стоит отметить то, что в ней нет описания принципов построения межбюджетных правоотношений, а также закрепляется принципиально иной порядок предоставления бюджетных средств <1>.

--------------------------------
<1> В редакции БК РФ от 17.06.2004 такие принципы закреплялись. См.: Бюджетный кодекс РФ (в ред. от 23.12.2003, с изм. от 17.06.2004) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Очевидным становятся явные недостатки, связанные с тем, что законодатель не проявляет единого подхода при рассмотрении вопроса о трансфертах. С одной стороны, преимуществом действующей редакции главы 16 выступает более детальное описание форм межбюджетных трансфертов (по каждому из уровней, более четкие основания предоставления), с другой - сохраняются недостатки, связанные с наличием ряда технических норм (например, отсылки на методику расчета минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности бюджета субъекта РФ в ч. 2 ст. 131 БК РФ).

К формам межбюджетных трансфертов относятся дотации, субсидии, субвенции, а также иные формы финансовой помощи <1>.

--------------------------------
<1> Необходимо отметить, что в ранее действовавших редакциях БК РФ в качестве самостоятельной формы межбюджетных трансфертов относили и бюджетный кредит. См., например: Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 26.04.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Комментируемая статья закрепляет перечень межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. В соответствии со статьей 129 из федерального бюджета средства могут выделяться бюджетам субъектов РФ и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Следовательно, по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ круг получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета сильно изменился <1>.

--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823. В ранее действовавшей редакции БК РФ в качестве получателей межбюджетных трансфертов выступали бюджеты субъектов РФ, а также бюджеты отдельных муниципальных образований. См.: Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 26.04.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Трансферты субъектам РФ предоставляются в форме:

1) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

2) субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

3) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

4) иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

5) межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Очевидным является то, что формы межбюджетных трансфертов довольно сильно изменились, в частности, ч. 2 ст. 131 БК РФ предусматривается, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации <1>.

--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823. В соответствии со ст. 42 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ составляет 260,418336 млрд. руб. (около 4% от общего объема расходов федерального бюджета на 2007 год). См.: СЗ РФ. 25.12.2006. N 52 (ч. 2). Ст. 5504.

В редакции БК РФ от 26.04.2007 предусматривалось, что помимо дотаций за счет средств фонда могут выдаваться и иные дотации и субвенции <1>.

--------------------------------
<1> Например, приложением 10 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2007 год" ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрено выделение субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в объеме 500 млн. руб. См.: СЗ РФ. 25.12.2006. N 52 (ч. 2). Ст. 5504.

Следует отметить, что формой межбюджетных трансфертов в ранее действовавшей редакции БК РФ считалась финансовая помощь <1>. Так, например, в ст. 41 БК РФ финансовая помощь относилась к разновидности безвозмездных и безвозвратных перечислений. Недостатком БК РФ является то, что понятие финансовой помощи раскрывалось в нем описательно, через определенные ее формы <2>.

--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 26.04.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.
<2> Там же.

Полагаем, что можно согласиться с Х.В. Пешковой, которая подразумевает под финансовой помощью денежные средства, перечисляемые в бюджет одного общественно-территориального образования из бюджета другого общественно-территориального образования на основе безвозмездности и безвозвратности как результат установленного нормами права распределения финансовых ресурсов между входящими в состав государства территориями с низким уровнем бюджетной обеспеченности <1>.

--------------------------------
<1> Пешкова Х.В. Правовое регулирование финансовой помощи общественно-территориальным образованиям. Теория и практика. Воронеж, 2005. С. 58.

Если сравнить редакцию БК РФ от 23.12.2003 и редакцию от 24.04.2007, то можно увидеть то обстоятельство, что в ныне действующей редакции БК РФ финансовая помощь - это более узкое понятие.

Комментарии и консультации юристов по ст 129 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 129 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.