Статья 153. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов

1. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

2. Законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти, местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными фондами вся необходимая информация.

Комментарий к статье 153 БК РФ

Бюджеты и отчеты об их исполнении утверждаются законами (решениями) о соответствующих бюджетах: федеральный бюджет, бюджеты федеральных ГВБФ и отчеты об их исполнении - федеральными законами; бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных ГВБФ и отчеты об их исполнении - законами субъектов РФ; местные бюджеты и отчеты об их исполнении - муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (см. комментарий к ст. 11 Кодекса). Соответственно, основным бюджетным полномочием законодательных (представительных) органов является рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении, т.е. принятие и утверждение законов (решений) о бюджетах и отчетов об их исполнении.

Полномочия Государственной Думы по принятию федеральных законов и полномочия Совета Федерации по их рассмотрению закреплены соответственно в ч. 1 и ч. 3 ст. 105 Конституции РФ. Согласно п. "а" ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Полномочия законодательных (представительных) ОГВ субъектов по утверждению бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных ГВБФ субъектов РФ закреплены в подп. "а" и "е" п. 2 ст. 5 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 11 декабря 2004 г.), в соответствии с которыми законами субъекта РФ утверждаются бюджет субъекта РФ и бюджеты территориальных ГВБФ субъекта РФ. Полномочия представительных ОМСУ по утверждению местных бюджетов и отчетов об их исполнении закреплены в п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона о местном самоуправлении.

В комментируемой статье говорится об осуществлении законодательными (представительными) органами только последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов, что представляется не вполне согласованным с нормой п. 1 ст. 265 Кодекса, в соответствии с которой указанные органы осуществляют не только последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов), но также и предварительный контроль (в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам), и текущий контроль (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами).

В п. 2 указанной статьи и предусмотрено право соответствующих законодательных (представительных) органов в рамках осуществления контроля на создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов), о которых идет речь в комментируемой статье.

Иные бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов, нежели прямо перечисленные в комментируемой статье, устанавливаются Кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ним актами бюджетного законодательства РФ, а именно: бюджетные полномочия законодательных (представительных) ОГВ субъектов РФ - законами субъектов РФ, а представительных ОМСУ - муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (см. комментарий к ст. 152 Кодекса).

Следует отметить, что Законом 2007 г. N 63-ФЗ признан утратившим силу п. 2 комментируемой статьи, устанавливающий запрет на создание законодательными (представительными) органами своих резервных фондов (нумерация пунктов при этом сохранена). Соответствующий запрет содержится в действующей редакции п. 2 ст. 81 Кодекса.

В п. 2 комментируемой статьи в ранее действовавшей редакции также устанавливался прямой запрет на выполнение законодательными (представительными) органами отдельных функций по исполнению бюджетов (за исключением ОМСУ, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Другой комментарий к статье 153 Бюджетного Кодекса РФ

Законодательные (представительные) органы наделены следующими бюджетными полномочиями:

- рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении (гл. 21 БК РФ; гл. 22 БК РФ);

- осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов (ст. 264.10, 264.11 БК РФ);

- формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов;

- осуществление иных полномочий в соответствии с БК РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Комментарии и консультации юристов по ст 153 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 153 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.