Статья 168.3. Полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации

1. Временная финансовая администрация, введенная в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), осуществляет следующие полномочия:
организует проведение проверки (аудита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) ;
организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, предусмотренном федеральным законом;
разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии со статьей 168.4 настоящего Кодекса;
разрабатывает и представляет в органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) проекты нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов муниципальных образований), предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), утвержденным Верховным Судом Российской Федерации (арбитражным судом субъекта Российской Федерации);
в случае, если подготовленный временной финансовой администрацией проект закона субъекта Российской Федерации (муниципального правового акта представительного органа муниципального образования) о внесении изменений в закон (решение) о соответствующем бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) либо проект закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) не принят в течение одного месяца со дня его представления временной финансовой администрацией в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования) либо принят с внесением изменений, не согласованных с главой временной финансовой администрации, представляет в Правительство Российской Федерации (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) соответствующие проекты бюджетов для внесения в Государственную Думу (орган законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации) и утверждения федеральным законом (законом субъекта Российской Федерации) ;
в случае, если представленные временной финансовой администрацией проекты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов) не приняты в течение 15 дней со дня их представления временной финансовой администрацией или приняты в редакции, не согласованной с главой временной финансовой администрации, принимает указанные проекты нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов местной администрации муниципальных образований) ;
осуществляет контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), утвержденного Верховным Судом Российской Федерации (арбитражным судом субъекта Российской Федерации), и предусмотренных им нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов);
осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Глава временной финансовой администрации руководит деятельностью временной финансовой администрации и несет персональную ответственность за исполнение возложенных на нее настоящим Кодексом полномочий.

Глава временной финансовой администрации осуществляет следующие полномочия:
в период осуществления полномочий временной финансовой администрацией представляет Российскую Федерацию (субъект Российской Федерации) в Верховном Суде Российской Федерации (арбитражном суде субъекта Российской Федерации) по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
вносит на рассмотрение соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
вносит на рассмотрение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) проекты нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), предусмотренных планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ;
согласовывает внесение изменений в нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты (проекты муниципальных правовых актов), предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ;
дает согласие на осуществление и (или) осуществляет полномочия руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, предусмотренном статьей 168.6 настоящего Кодекса;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Комментарий к статье 168.3 БК РФ

1. В пункте 1 комментируемой статьи установлен перечень полномочий, осуществляемых временной финансовой администрацией, введенной в субъекте РФ (муниципальном образовании). Данный перечень сформулирован как открытый: временная финансовая администрация осуществляет и иные полномочия, предусмотренные Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 26.9 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. 4 июля 2003 г.) в целях восстановления платежеспособности субъекта РФ временная финансовая администрация в соответствии с Кодексом принимает меры к реструктуризации просроченной задолженности субъекта РФ, подготавливает проект закона субъекта РФ о внесении изменений и дополнений в закон субъекта РФ о бюджете этого субъекта на текущий год, а также проект бюджета субъекта РФ на очередной год, представляет данные законопроекты в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - в Правительство РФ. Временная финансовая администрация также обеспечивает контроль над исполнением бюджета субъекта РФ и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

В ч. 4 ст. 75 Закона о местном самоуправлении установлено, что в целях восстановления платежеспособности муниципального образования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры к реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, разрабатывает изменения и дополнения, вносимые в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - в высший исполнительный ОГВ субъекта РФ для утверждения законом этого субъекта, а также обеспечивает контроль над исполнением бюджета муниципального образования и осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом о местном самоуправлении.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет перечень полномочий главы временной финансовой администрации. Данный перечень не является исчерпывающим: глава временной финансовой администрации осуществляет и иные полномочия, предусмотренные Кодексом и другими федеральными законами.

Следует отметить, что определенной гарантией осуществления главой временной финансовой администрации своих полномочий на должном уровне являются установленные квалификационные требования к кандидатурам на данную должность. Так, в п. 2 Положения о назначении (об освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовом обеспечении деятельности временной финансовой администрации и организации проведения проверки (аудита) бюджетов субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2006 г. N 599, установлено, что главой финансовой администрации в субъекте РФ может быть назначено лицо, имеющее:

а) высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Экономика" или по специальности "Экономика и управление", удостоверенное дипломом государственного образца, либо ученую степень кандидата или доктора экономических наук;

б) опыт профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 5 лет, в том числе стаж работы на руководящих должностях в федеральных ОГВ либо в ОГВ субъектов РФ, в ОМСУ или в организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 3 лет.

Другой комментарий к статье 168.3 Бюджетного Кодекса РФ

В статье перечисляются основные полномочия временной финансовой администрации.

Руководит деятельностью временной финансовой администрации ее глава, который также несет персональную ответственность за исполнение возложенных на нее Бюджетным кодексом полномочий. В статье дается перечень полномочий главы временной финансовой администрации.

Глава временной финансовой администрации должен участвовать в заседаниях регионального парламента при обсуждении бюджета с правом совещательного голоса и давать на него свое заключение. Принимать закон о бюджете без положительной резолюции временного управляющего региональные парламенты не имеют права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2006 г. N 599 утверждено Положение "О назначении (об освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовом обеспечении деятельности временной финансовой администрации и организации проведения проверки (аудита) бюджетов субъектов Российской Федерации" <1>. Согласно Положению назначение главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации после принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о введении в субъекте Российской Федерации финансовой администрации. Освобождение от должности главы временной финансовой администрации осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации по истечении срока деятельности финансовой администрации.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4255.

К главе временной финансовой администрации предъявляются следующие квалификационные требования:

1) наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки "экономика" или по специальности "экономика и управление", удостоверенное дипломом государственного образца либо ученой степени кандидата или доктора экономических наук;

2) наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 5 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой не менее 3 лет.

Финансовое обеспечение деятельности финансовой администрации осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Министерством финансов Российской Федерации.

Проведение проверки (аудита) бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации, за истекший период года, когда была введена финансовая администрация, и за предыдущий год.

Комментарии и консультации юристов по ст 168.3 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 168.3 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.