Статья 168.6. Порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и осуществления контроля за его исполнением при введении временной финансовой администрации

1. Временная финансовая администрация осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), включая контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных (муниципальных) гарантий.

2. К компетенции главы временной финансовой администрации относится дача согласия на совершение руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) следующих действий:
утверждение сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
осуществление заимствований;
предоставление бюджетных кредитов из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
использование доходов, полученных при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) сверх утвержденных законом (решением) о бюджете;
перемещение ассигнований между главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), между разделами, подразделами, целевыми статьями, группами (группами и подгруппами) видов расходов классификации расходов бюджетов.

3. Глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы в случае нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств .

4. Глава временной финансовой администрации в случае нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации имеет право назначить в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местные администрации муниципальных образований) и казенные учреждения соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) своих представителей, к которым переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств .

5. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

6. Глава временной финансовой администрации наряду с руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) применяет меры принуждения, предусмотренные статьей 306.2 настоящего Кодекса.

7. В случае создания руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) препятствий в исполнении временной финансовой администрацией полномочий, возложенных на нее настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае совершения руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) действий, нарушающих права и интересы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и его кредиторов, бюджетное законодательство Российской Федерации и (или) план восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), глава временной финансовой администрации вправе ходатайствовать перед Верховным Судом Российской Федерации (арбитражным судом субъекта Российской Федерации) об отстранении руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) от должности и о возложении его полномочий на главу временной финансовой администрации.

Комментарий к статье 168.6 БК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает особенности исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета) и проведения контроля над его исполнением при введении временной финансовой администрации.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи и п. 1 ст. 168.3 Кодекса временная финансовая администрация наделяется полномочиями по осуществлению финансового контроля над исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая контроль над использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных (муниципальных) гарантий.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень действий, которые могут быть совершены руководителем финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) только с согласия главы временной финансовой администрации. Данные полномочия главы временной финансовой администрации схожи с исключительными полномочиями министра финансов РФ, установленными в п. 1 ст. 166 Кодекса.

3 - 4. В пунктах 3 и 4 комментируемой статьи предусмотрены права главы временной финансовой администрации, реализуемые им в случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ:

в случае нарушения бюджетного законодательства РФ главным распорядителем бюджетных средств глава временной финансовой администрации вправе лишить главных распорядителей средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) права изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы;

глава временной финансовой администрации вправе назначить в органы исполнительной власти субъекта РФ (местные администрации муниципальных образований) и бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета соответствующего субъекта РФ (местного бюджета), своих представителей. К представителям главы временной финансовой администрации переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

5. Пункт 5 комментируемой статьи, предусматривающий право главы временной финансовой администрации осуществить блокировку расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), утратил силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, которым признана утратившей силу и ст. 231 Кодекса, предусматривающая случаи блокировки расходов бюджета. Однако необходимо иметь в виду, что ст. 231 Кодекса утрачивает силу только с 1 января 2009 г.

6. Пункт 6 комментируемой статьи наделяет главу временной финансовой администрации правом применять меры принуждения, предусмотренные ст. 284.1 Кодекса.

При этом полномочия руководителя финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) по применению указанных мер принуждения сохраняются.

7. В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено право главы временной финансовой администрации ходатайствовать перед ВАС России (арбитражным судом субъекта РФ) об отстранении руководителя финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) от должности и о возложении его полномочий на главу временной финансовой администрации в следующих случаях:

создания руководителем финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) препятствий исполнению временной финансовой администрацией полномочий, возложенных на нее Кодексом и другими федеральными законами;

совершения руководителем финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) действий, нарушающих права и интересы субъекта РФ (муниципального образования) и его кредиторов, бюджетное законодательство РФ и (или) план восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).

Другой комментарий к статье 168.6 Бюджетного Кодекса РФ

В данной статье содержатся нормы, регламентирующие компетенцию главы временной финансовой администрации на стадии исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая его контрольные полномочия за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных (муниципальных) гарантий.

Введение временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации представляет собой один из аспектов осуществления федеральными органами государственных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и распространено в мире как значимый институт повышения эффективности осуществления государственной власти. В современных условиях многие субъекты Федерации имеют непогашенную задолженность по займам, что серьезным бременем ложится на федеральный бюджет. Введение временной финансовой администрации должно повысить ответственность субъектов за проводимую бюджетную политику в регионе. Подобная мера позволит более жестко контролировать расходы в тех субъектах Федерации, где объем федеральных дотаций достигает 80% средств регионального бюджета. В дальнейшем предполагается разделение регионов на четыре категории, в сверхдотационных должны вводиться разные ограничения, максимальным из которых является временная финансовая администрация. При этом каждый субъект может избежать указанных мер, приняв решение о полном или частичном отказе от финансовой помощи из федерального бюджета.

Комментарии и консультации юристов по ст 168.6 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 168.6 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.