Статья 173. Прогноз социально-экономического развития

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования разрабатывается на период не менее трех лет.

Абзац утратил силу с 1 января 2014 года - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 244-ФЗ.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Прогноз социально-экономического развития городского, сельского поселения (внутригородского района) может разрабатываться местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии с соглашением между местной администрацией городского, сельского поселения (внутригородского района) и местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением), за исключением случая, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования одобряется соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.

4. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

5. Изменение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

6. Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, городского, сельского поселения, внутригородского района осуществляется уполномоченным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) местной администрации.

7. В целях формирования бюджетного прогноза Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период в соответствии со статьей 170.1 настоящего Кодекса разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Прогноз социально-экономического развития городского, сельского поселения (внутригородского района) на долгосрочный период может разрабатываться местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии с соглашением между местной администрацией городского, сельского поселения (внутригородского района) и местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением), за исключением случая, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 173 БК РФ

1. Цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития России, а также общий порядок разработки данных прогнозов и программ определяет Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" <1>, что и указано в его преамбуле. Следует, однако, иметь в виду, что названный Закон нуждается в изменениях, вызванных принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2871.

Как определено в ст. 1 Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации":

государственное прогнозирование социально-экономического развития России - это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития России используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти России конкретных решений в области социально-экономической политики государства (п. 1);

концепция социально-экономического развития России - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей (п. 2);

программа социально-экономического развития России - это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития России и планируемых государством эффективных путей и средств достижения намеченных ориентиров (п. 3).

В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что прогноз социально-экономического развития России подлежит разработке на период не менее трех лет, т.е. на период не менее периода бюджетного планирования (см. комментарий к ст. 169 Кодекса).

Такое же требование установлено и для разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ, муниципальных районов (городских округов). Прогноз же социально-экономического развития поселений может разрабатываться на год (очередной финансовый год) либо на три года (очередной финансовый год и плановый период).

2. Аналогично закрепленному в ст. 169 Кодекса принципу рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета п. 2 комментируемой статьи закрепляет полномочия по установлению конкретного порядка разработки прогноза социально-экономического развития за исполнительными органами соответствующего уровня власти: порядок разработки прогноза социально-экономического развития России устанавливает Правительство РФ, прогноза социально-экономического развития субъекта РФ - высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, прогноза социально-экономического развития муниципального образования - местная администрация.

При этом предусмотрено, что прогноз социально-экономического развития поселения может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района. Данная норма согласуется с положением ч. 3 ст. 52 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 27 декабря 2005 г.), в соответствии с которым полномочия местной администрации поселения по формированию бюджета поселения может полностью или частично на договорной основе осуществлять местная администрация муниципального района.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что прогноз социально-экономического развития подлежит одобрению исполнительными органами соответствующего уровня власти: прогноз социально-экономического развития России - Правительством РФ, прогноз социально-экономического развития субъекта РФ - высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ, прогноз социально-экономического развития муниципального образования - местной администрацией.

Согласно п. 3 комментируемой статьи прогноз социально-экономического развития должен быть одобрен соответствующим исполнительным органом власти одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган. Данное требование предопределено положениями п. 1 ст. 169 и п. 2 ст. 172 Кодекса о том, что на основе прогноза социально-экономического развития соответствующей территории составляется проект бюджета. В статье 184.2 Кодекса установлено, что прогноз социально-экономического развития соответствующей территории представляется одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган.

4. В пунктах 1 и 3 комментируемой статьи предусмотрена ежегодная разработка прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период. Пункт 4 комментируемой статьи определяет метод его разработки: прогноз социально-экономического развития разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. Таким образом, в основу разработки прогноза социально-экономического развития положен метод "скользящей трехлетки" (см. комментарий к ст. 169 Кодекса).

Пункт 4 комментируемой статьи также определяет основные требования к содержанию пояснительной записки к прогнозу социально-экономического развития.

5. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрены последствия изменения прогноза социально-экономического развития в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета: в этом случае должны быть изменены основные характеристики проекта бюджета, к которым согласно п. 1 ст. 184.1 Кодекса относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.

6. Уполномоченным ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 <1>, является Минэкономразвития России.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.

Разработка прогноза социально-экономического развития субъекта РФ осуществляется уполномоченным высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ органом исполнительной власти субъекта РФ, а разработка прогноза социально-экономического развития муниципального района (городского округа) - уполномоченным местной администрацией органом (должностным лицом) местной администрации.

Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р <1> утверждены:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.);

план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 г. положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.).

Указанным распоряжением Правительства РФ также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями названной Программы.

Другой комментарий к статье 173 Бюджетного Кодекса РФ

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" <1>:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2871.

государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства;

концепция социально-экономического развития Российской Федерации - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей;

программа социально-экономического развития Российской Федерации - это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения намеченных ориентиров.

Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р <1> утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.). Указанным распоряжением Правительства Российской Федерации также рекомендовано руководствоваться положениями Программы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Изменение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период осуществляется уполномоченным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) местной администрации.

Комментарии и консультации юристов по ст 173 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 173 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.