Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Комментарий к статье 19 БК РФ

В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ, уточнен состав бюджетной классификации РФ, включающей классификацию доходов (в том числе налоговых и неналоговых) бюджетов (КДБ), классификацию расходов бюджетов (КРБ), классификацию источников финансирования дефицита бюджетов (КИФДБ) и классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В соответствии с ранее действовавшей редакцией Кодекса бюджетная классификация включала в себя 3 вида классификации расходов бюджетов (функциональную, экономическую и ведомственную классификации), 2 вида классификации источников финансирования дефицита бюджетов (источники внутреннего и внешнего финансирования), 2 вида классификации долгов, что усложняло ее применение в бюджетном процессе. Так, в ранее действовавшей редакции комментируемой статьи устанавливалось, что бюджетная классификация РФ включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов России, субъектов РФ, муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего долга России и государственных внешних активов России;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Другой комментарий к статье 19 Бюджетного Кодекса РФ

Состав бюджетной классификации Российской Федерации установлен ст. 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации и включает в себя четыре классификации:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований.

Каждой из составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в Бюджетном кодексе Российской Федерации посвящена отдельная статья.

Так, классификация доходов бюджетов предусмотрена ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Классификация доходов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по группам и подгруппам. Основанием для классификации доходов является, во-первых, налоговое законодательство Российской Федерации, во-вторых, бюджетное законодательство Российской Федерации, в-третьих, другие законодательные акты Российской Федерации. В перечисленных законодательных актах определяются источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Например, налоговые доходы формируются на основании перечня налогов, который установлен ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации; неналоговые доходы и безвозмездные поступления определяются исходя из норм ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В качестве примера иного нормативного акта можно привести соответствующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых предусмотрены штрафы за различные административные правонарушения и которые являются, в свою очередь, неналоговыми доходами бюджетов.

Классификация расходов, установленная ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

Расходы бюджетов отражают задачи и функции, которые выполняют органы государственной власти и местного самоуправления.

Статья 22 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующая ранее состав экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, признана утратившей силу, так как новый состав бюджетной классификации предусматривает только одну классификацию расходов бюджетов.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов, содержащаяся в ст. 23 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляет собой группировку средств, которые в соответствии со ст. 94, 95, 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации могут направляться на покрытие дефицитов соответствующих бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации по группам, подгруппам, статьям и видам.

Если ранее классификация источников финансирования дефицитов бюджетов представляла собой группировку только заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, то в соответствии с новым бюджетным законодательством Российской Федерации классификация источников финансирования дефицитов расширена и в нее включаются не только заемные средства, но и средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, курсовая разница по средствам федерального бюджета и другие источники финансирования дефицитов бюджетов.

Новым понятием в составе бюджетной классификации Российской Федерации является классификация операций публично-правовых образований, введенная в Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнительной статьей - 23.1.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Публично-правовыми образованиями являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, которые связаны между собой отношениями субординации и координации, основанными на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы" // Российская газета. N 152. 14.07.2006.

Кроме того, в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусматривается такое понятие, как публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Классификация операций публично-правовых образований представляет собой группировку доходов, расходов и других операций сектора государственного управления по группам, статьям и подстатьям.

Комментарии и консультации юристов по ст 19 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 19 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.