Статья 221. Бюджетная смета

1. Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации .

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа .

2. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения .

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения .

Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Комментарий к статье 221 БК РФ

1. Как установлено в п. 1 ст. 161 Кодекса, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Кодексом.

Комментируемая статья, посвященная бюджетной смете, в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции, учитывающей все изменения, внесенные указанным Законом в части бюджетной классификации, полномочий участников бюджетного процесса и включения в смету бюджетных обязательств только по обеспечению деятельности бюджетного учреждения (с отражением иных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в составе бюджетной росписи). Следует отметить, что и само понятие "бюджетная смета" введено Законом 2007 г. N 63-ФЗ, определение которого дано в ст. 6 Кодекса: документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. В ранее действовавшей редакции Кодекса использовалось понятие "смета доходов и расходов бюджетного учреждения".

Согласно п. 1 комментируемой статьи порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения определяет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Соответствующее бюджетное полномочие главного распорядителя бюджетных средств закреплено в подп. 8 п. 1 ст. 158 Кодекса. Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы бюджетного учреждения устанавливает Минфин России. В соответствии со ст. 165 Кодекса Минфин России устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений.

Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств по составлению и исполнению бюджетной сметы установлены в ст. 162 Кодекса. В п. 1 комментируемой статьи уточнено, что бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23, учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принять денежные обязательства, заключив с поставщиками продукции (работ, услуг) договоры и составив платежные и иные документы, необходимые для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.

При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), Пленумом ВАС России арбитражным судам предписано исходить из того, что нормы Кодекса, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено требование обязательного соответствия утвержденных показателей бюджетной сметы бюджетного учреждения доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

При этом предусмотрено, что в бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, которые предусмотрены порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения. Пункт 2 комментируемой статьи также допускает детализацию по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств показателей бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения.

Статьи 222 - 226. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментарий к статьям 222 - 226

Статья 222 Кодекса содержала определение понятия "бюджетное обязательство", а ст. ст. 223 - 226 Кодекса регламентировали этапы, составляющие "жизненный цикл" бюджетного обязательства, - утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств, изменение лимитов бюджетных обязательств, принятие и подтверждение денежных обязательств. Указанные статьи утратили силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, которым определение понятия "бюджетное обязательство" изложено в новой редакции ст. 6 Кодекса, а этапы исполнения бюджета по расходам детализированы в новой редакции ст. 219 Кодекса.

Другой комментарий к статье 221 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 221 Бюджетного кодекса посвящена порядку составления бюджетной сметы. Прежде чем его рассмотреть, следует определить, что же представляет собой этот документ. Итак, бюджетная смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

В свою очередь, бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Далее в комментируемой главе установлено, что при организации исполнения бюджета по расходам может быть предусмотрено утверждение предельного объема оплаты денежных обязательств в том или ином периоде текущего финансового года. Денежным обязательством признается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Предельные объемы финансирования устанавливаются помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал в соответствии с заявками на финансирование. Текущим финансовым годом считается год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год. Плановым периодом считаются два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Статьи 222 - 226. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментарии и консультации юристов по ст 221 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 221 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.