Статья 264.1. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности

1. Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

2. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

3. Бюджетная отчетность включает:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.

4. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Отчет об исполнении федерального бюджета может содержать данные о кассовых поступлениях, не являющихся доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями между государствами - участниками Таможенного союза об установлении и о применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам подвидов доходов, подгрупп и (или) элементов видов расходов, видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

5. Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Комментарий к статье 264.1 БК РФ

1. Введенный Законом 2007 г. N 63-ФЗ раздел VIII.1 Кодекса, содержащий две главы - 25.1 "Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности" и 25.2 "Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности Российской Федерации", устанавливает единую методологию и порядок составления, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, в том числе:

утверждение единого состава бюджетной отчетности;

порядок составления квартальной и годовой бюджетной отчетности;

порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, в том числе раздельно по отчетам главных распорядителей бюджетных средств;

порядок рассмотрения и утверждения законодательным (представительным) органом отчета об исполнении бюджета (для федерального бюджета - одновременно с рассмотрением проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период).

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту указанного Закона, необходимость изменения положений Кодекса в части отчетной стадии бюджетного процесса обусловлена:

существующими длительными сроками рассмотрения и утверждения годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, достигающими одного года и пяти месяцев после окончания отчетного периода. Подобные сроки отчетной стадии бюджетного процесса неприемлемы для внешних пользователей финансовой отчетности, и прежде всего для законодательной власти. Законопроект предполагает значительно сократить сроки проверки и рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета;

отсутствием регламентирующих норм в отношении сроков формирования, проверки и рассмотрения отчетности об исполнении бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;

отсутствием норм в отношении обязательности представления отчетности об исполнении местных бюджетов органам исполнительной власти субъектов РФ, а органами исполнительной власти субъектов РФ - отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных ГВБФ в Федеральное казначейство;

недостаточным уровнем ответственности главных распорядителей бюджетных средств за результаты исполнения бюджета и формирование бюджетной отчетности. В связи с этим законопроект предусматривает обязательность проверки отчетности каждого главного распорядителя бюджетных средств соответствующим органом финансового контроля.

По мнению авторов законопроекта, принятого в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, указанные правоотношения образуют собой самостоятельную стадию бюджетного процесса, которые требуют обособленного правового регулирования в Кодексе. Соответственно, указанным Законом признана утратившей силу гл. 27 Кодекса, регламентировавшая подготовку, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.

В качестве переходного положения Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что бюджетные отношения, связанные с составлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ за 2006 г. и предыдущие годы, регулируются Кодексом без учета изменений, внесенных указанным Законом.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливает Минфин России в соответствии с положениями Кодекса. Бюджетные полномочия Минфина России по установлению единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности закреплены и в ст. 165 Кодекса, а также в Положении о Минфине России.

Бюджетные полномочия Минфина России по установлению единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности были закреплены и в ранее действовавшей редакции ст. 165 Кодекса (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ). Однако в гл. 24 "Основы исполнения бюджетов" Кодекса, содержащей ранее положения о бюджетном учете и бюджетной отчетности, об этом ничего не говорилось. Утратившая же силу гл. 25 "Исполнение федерального бюджета" содержала положение о том, что Минфин России устанавливает единую методологию учета исполнения федерального бюджета (ст. 262). В отношении же единой методологии отчетности об исполнении федерального бюджета в ст. 263 Кодекса предусматривалось, что ее устанавливает Правительство РФ (ст. 263).

2. Пункт 2 комментируемой статьи впервые законодательно определяет понятие бюджетного учета: упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств России, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Утратившая силу ст. 240 Кодекса, посвященная бюджетному учету, лишь устанавливала, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

В п. 2 комментируемой статьи установлено, что бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим бюджетную классификацию РФ. Утверждает план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению Минфин России. Данное бюджетное полномочие Минфина России закреплено и в ст. 165 Кодекса, а также в Положении о Минфине России.

Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н утверждена Инструкция по бюджетному учету <1>, которая согласно ее п. 1 устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в ОГВ, органах управления федеральных ГВБФ, органах управления территориальных ГВБФ, ОМСУ и бюджетных учреждениях.

--------------------------------
<1> БНА. 2006. N 17.

Согласно п. 1 указанной Инструкции по бюджетному учету бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1>, бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и названной Инструкцией.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

В соответствии с п. 2 Инструкции по бюджетному учету государственная учетная политика реализуется данной Инструкцией через:

план счетов бюджетного учета;

порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета;

порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;

корреспонденцию счетов бюджетного учета (приложение N 1 Инструкции по бюджетному учету);

иные вопросы организации бюджетного учета.

3 - 4. Единый состав бюджетной отчетности в соответствии с п. 3 комментируемой статьи включает следующие документы, требования к содержанию которых определены в п. 4 статьи:

1) отчет об исполнении бюджета (содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ);

2) баланс исполнения бюджета (содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах России, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета);

3) отчет о финансовых результатах деятельности (содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам КОСГУ);

4) отчет о движении денежных средств (отражает операции по счетам бюджетов по кодам КОСГУ);

5) пояснительная записка (содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году).

Следует отметить, что такой состав отчетности об исполнении федерального бюджета (за исключением отчета о движении денежных средств) устанавливался Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2006 г. N 281 для представления Минфином России в Правительство РФ (см. комментарий к ст. 264.7 Кодекса).

5. Пункт 5 комментируемой статьи предоставляет главным распорядителям бюджетных средств (получателям бюджетных средств) право применять ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации. При этом должны соблюдаться единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Другой комментарий к статье 264.1 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 264.1 посвящена основам бюджетного учета и бюджетной отчетности в Российской Федерации.

Система бюджетного учета в Российской Федерации за последнее время претерпела значительные изменения, произошла реформа как бюджетной системы Российской Федерации в целом, так и системы бюджетного учета в частности. Если ранее под бюджетным учетом как категорией понимался только бухгалтерский учет, который ведется в бюджетных учреждениях, то в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бюджетный учет - это более широкое понятие, которое включает в себя:

- бюджетный учет исполнения бюджета;

- бюджетный учет получателей бюджетных средств.

Начало реформирования системы бюджетного учета было положено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 июня 2002 г. "О бюджетной политике в 2003 году". Данное Послание предусматривало ускорение разработки нового плана счетов бюджетного учета, который бы объединил план счетов по исполнению бюджетов, план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию. Этот план счетов должен стать обязательным для бюджетов всех уровней, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Данные принципиальные положения явились основой новой системы бюджетного учета, которая установлена в настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Такая система бюджетного учета должна стать информационной базой для органов государственной власти в целях составления качественно новой бюджетной отчетности, в соответствии с которой должны приниматься решения в бюджетной сфере и вырабатываться наиболее эффективные способы осуществления функций государства.

Согласно определению, содержащемуся в статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Таким образом, бюджетный учет, как и любой другой учет, - это определенная система сбора информации, являющаяся одной из разновидностей понятия учета как общей категории. Бюджетный учет имеет сходство с бухгалтерским учетом, однако бюджетный учет также имеет и свои особенности. Бюджетный учет осуществляется в ходе финансовой деятельности государства; целью его является контроль за расходованием бюджетных средств в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетный учет является частью общей системы контроля за аккумулированием и расходованием средств соответствующего бюджета, а также за состоянием активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и операций, их изменяющих. Бюджетный учет представляет собой целую разветвленную систему данных об активах и обязательствах, которая представляется получателями бюджетных средств распорядителям и главным распорядителям, которые объединяют эту информацию и составляют единую бюджетную отчетность.

Бюджетный учет отличается от бухгалтерского учета в коммерческих организациях тем, что в коммерческих организациях бухгалтерский учет направлен на оценку эффективности работы организации, и прежде всего со стороны внутренних пользователей бухгалтерского учета. В свою очередь, бюджетный учет направлен на контроль, осуществляемый соответствующими государственными органами, за целевым и эффективным расходованием получателями бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами. То, что в основе расходования получателями бюджетных средств лежит смета расходов, является также особенностью бюджетного учета.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с учетом особенностей, предусмотренных бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о бухгалтерском учете. Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" утверждена Инструкция по бюджетному учету, которая устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Бюджетный учет, как и бухгалтерский учет, осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и порядок применения плана счетов бюджетного учета утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

В соответствии с данной Инструкцией бюджетный учет реализуется через:

- план счетов бюджетного учета;

- порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

- порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;

- корреспонденцию счетов бюджетного учета;

- иные вопросы организации бюджетного учета.

Помимо понятия "бюджетный учет" Бюджетный кодекс Российской Федерации использует понятие "бюджетная отчетность". Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации не дает определения этому понятию.

Вместе с тем, опираясь на общий смысл норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", можно констатировать, что бюджетная отчетность - это единая система данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает в себя ряд документов, которые отражают информацию о различных финансовых и нефинансовых активах, обязательствах, а также операциях.

К таким документам относятся:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительная записка.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета. В баланс исполнения бюджета включаются данные об основных средствах, нематериальных активах, материальных запасах, вложениях в нефинансовые активы, нефинансовых активах, финансовых активах, обязательствах, финансовых результатах.

Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления. Основными показателями, которые включаются в отчет о финансовых результатах, являются сведения о доходах, расходах, поступлениях финансовых активов, выбытии нефинансовых активов, поступлении финансовых активов, выбытии финансовых активов, увеличении обязательств, уменьшении обязательств.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления, то есть сведения об операциях по поступлению и выбытию денежных средств.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году. В пояснительной записке раскрываются сведения о методах оценки активов и обязательств, об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения, о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств, о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета, о результатах мероприятий внутреннего контроля, о проведении инвентаризации, о результатах контрольных мероприятий и другие сведения.

Таким образом, в бюджетной отчетности содержится довольно подробная и разносторонняя информация об активах, обязательствах и операциях, их изменяющих.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бюджетную отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации содержится закрытый перечень документов и информации, которые могут входить в бюджетную отчетность.

Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности. Таким образом, главные распорядители и получатели бюджетных средств вправе устанавливать своими внутренними актами более детализированную структуру бюджетной отчетности на основе общих принципов формирования бюджетной отчетности, которые утверждены Министерством финансов Российской Федерации.

Комментарии и консультации юристов по ст 264.1 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 264.1 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.