Статья 268. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора

(Утратила силу с 4 августа 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

Комментарий к статье 268 БК РФ

1 - 2. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 166.2 Кодекса), Росфиннадзор в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278, является ФОИВ, осуществляющим функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

В соответствии с п. 5.1 названного Положения Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за:

использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

исполнением органами финансового контроля ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Последний из указанных элементов предмета контроля и надзора, осуществляемых Росфиннадзором, законодательно закреплен в п. 2 комментируемой статьи в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

Следует отметить, что указание в п. 1 комментируемой статьи в предмете финансового контроля, осуществляемого Росфиннадзором, операций по использованию предоставляемых из федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов включено этим же Законом. Раньше данное положение содержалось в п. 2 указанной статьи. Право Росфиннадзора проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - закреплено в п. 2.1 ст. 157 Кодекса.

Приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. N 39н утверждена Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора <1>, которая согласно ее п. 1 устанавливает порядок осуществления Росфиннадзором непосредственно или через свои территориальные органы последующего финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

--------------------------------
<1> БНА. 2007. N 27.

Как определено в п. 2 указанной Инструкции, цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 Инструкции в зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по изучению:

соответствия деятельности учредительным документам;

расчетов сметных назначений;

исполнения смет доходов и расходов;

использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;

использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);

исполнения бюджетов субъектов РФ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также контроля за их исполнением;

соблюдения требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ;

использования средств государственных внебюджетных фондов;

поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Другой комментарий к статье 268 Бюджетного Кодекса РФ

В ст. 268 комментируемой главы говорится о полномочиях Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области финансового контроля за использованием бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов.

Прежде, чем перейти к рассмотрению полномочий данной службы, необходимо определить сферу ее деятельности.

Так, ст. 10 Бюджетного кодекса к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относит:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Однако бюджетная система состоит также и из бюджетов государственных внебюджетных фондов, под которыми понимаются фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни и инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом, а также в случае безработицы, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

К государственным внебюджетным фондам РФ на сегодняшний день относятся:

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального страхования РФ;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Создание внебюджетных фондов денежных средств ориентировано прежде всего на аккумулирование денежных ресурсов и направление их на решение социально-экономических задач, о чем говорилось в комментарии к главе 17 Бюджетного кодекса РФ.

Теперь следует перейти к рассмотрению органа государственной власти, в чью компетенцию входит изложенная в комментируемой статье сфера деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была создана в 2004 г. в целях усиления финансового контроля. Ее полномочия закреплены в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденном Постановлением Правительства N 278 от 15.06.2004 <1>, в котором закреплены полномочия этого органа государственной власти.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она находится в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в сфере финансового контроля за использование бюджетных средств всех трех уровней и средств государственных внебюджетных фондов:

1. Осуществляет контроль и надзор:

- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

- за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

- осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

- проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

- проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

- заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральной службой финансово-бюджетного надзора осуществляется также финансовый контроль за использованием средств государственных внебюджетных фондов, правовой режим которых был рассмотрен выше.

В ст. 268 комментируемой главы помимо средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов указаны средства бюджетного кредита, под которым понимаются денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах и межбюджетные трансферты, которые определены законодателем как средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ признаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Бюджетный кодекс дает определения и таким понятиям, как субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке, и субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ - это межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Комментарии и консультации юристов по ст 268 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 268 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.