Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования .

Комментарий к статье 38 БК РФ

Содержание принципа "адресность и целевой характер бюджетных средств" претерпело терминологические изменения, внесенные Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Кроме того, из комментируемой статьи исключено положение о том, что любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Согласно ст. 281 Кодекса нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения, признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.

Нецелевое использование бюджетных средств указано в ст. 283 Кодекса в качестве одного из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, перечислены в ст. 282 Кодекса. Об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств см. комментарий к ст. 289 Кодекса.

Другой комментарий к статье 38 Бюджетного Кодекса РФ

Одиннадцатым принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный в ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Под бюджетными ассигнованиями понимают предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, которыми являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Публичное предназначение средств бюджета обусловливает требования к их целевому использованию <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия" // РГ. N 134. 25.06.2004.

По своей сущности все бюджетные средства представляют собой целевые средства, так как они предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям (получателям) бюджетных средств распределяет (доводит до сведения) распорядитель бюджетных средств, при этом должны быть определены цели расходования бюджетных средств. Для этого утверждается смета расходов, в которой определяются цели использования получателями соответствующих бюджетных средств. Распорядители и получатели бюджетных средств вправе расходовать бюджетные средства только на цели, установленные утвержденной сметой, а расходование бюджетных средств на другие цели представляет собой нецелевое использование средств, что является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, за которое предусмотрена бюджетная ответственность.

Комментарии и консультации юристов по ст 38 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 38 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.