Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации

1. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации ;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

2. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации .

В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов .

3. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований.

4. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 настоящего Кодекса .

В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

5. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом .

Абзац утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

6. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов) .

Комментарий к статье 85 БК РФ

1 - 4. В отношении определения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в ст. 26.1 Закона об организации органов власти субъектов РФ (здесь и далее в ред. от 29 декабря 2006 г.) установлено следующее:

полномочия, осуществляемые ОГВ субъекта РФ по предметам ведения этих субъектов, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ (п. 1);

полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ (п. 2);

полномочия, осуществляемые ОГВ субъекта РФ по предметам ведения России, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями (п. 3);

федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия ОГВ субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные ОГВ и ОМСУ, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным названным Законом об организации органов власти субъектов РФ. Указанные требования распространяются и на указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (п. 4).

О вопросах, отнесенных Конституцией РФ к ведению России и к совместному ведению России и ее субъектов, а также о договорах о разграничении полномочий и о соглашениях о передаче части полномочий между ФОИВ и исполнительными ОГВ субъектов РФ см. комментарий к ст. 84 Кодекса.

В соответствии со ст. 26.2 Закона об организации органов власти субъектов РФ полномочия ОГВ субъектов РФ по предметам ведения этих субъектов осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), согласно п. 2 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 8 ноября 2007 г.) относится решение вопросов:

1) материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и государственных учреждений субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти и государственных учреждений субъекта РФ;

2) организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта РФ, референдумов субъекта РФ;

3) формирования и содержания архивных фондов субъекта РФ;

4) формирования и использования резервных фондов субъекта РФ для финансирования непредвиденных расходов;

5) предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

5.1) предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;

6) передачи объектов собственности субъекта РФ в муниципальную собственность;

7) организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

8) создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта РФ;

9) поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

10) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель;

10.1) резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта РФ;

11) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

12) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

12.1) содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта РФ;

13) обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

13.1) организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта РФ;

14) организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ);

14.1) организации предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

15) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта РФ, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

16) организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов;

17) создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ);

18) организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством РФ);

19) поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ);

20) поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

21) организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством РФ);

21.1) организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта РФ для определенных категорий граждан;

21.2) организации обеспечения донорской кровью и ее компонентами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта РФ, и муниципальных организаций здравоохранения;

22) организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;

23) организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

24.1) создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий;

24.2) организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

25) утратил силу;

26) предоставления служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных учреждений субъекта РФ;

27) материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, определения порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам РФ в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

28) материально-технического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор, определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, пределов нотариальных округов в границах территории субъекта РФ;

29) организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований;

30) осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта РФ, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

31) организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

32) заключения внешнеэкономических соглашений субъекта РФ;

33) установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

34) привлечения субъектом РФ заемных средств, а также обслуживания и погашения внутренних и внешних долгов субъекта РФ;

35) наделения городских поселений статусом городского округа;

36) определения границ муниципальных образований в установленном порядке;

37) выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;

38) учреждения печатного средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, иной официальной информации;

39) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов ОМСУ;

40) материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

41) предоставления материальной и иной помощи для погребения;

42) утверждения схем территориального планирования субъекта РФ, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ;

42.1) осуществления государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством РФ о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;

43) проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установления порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы РФ;

44) участия в урегулировании коллективных трудовых споров;

45) организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта РФ, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

46) утратил силу;

47) осуществления международного сотрудничества в соответствии с законодательством РФ, в том числе приграничного сотрудничества, участия в проведении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению России;

48) участия в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, включая меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту;

49) организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению России;

49.1) изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта РФ с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства;

50) ведения поиска и спасения людей во внутренних водах и в территориальном море РФ;

51) создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

51.1) организации и осуществления на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению России;

52) создания по решению органов исполнительной власти субъекта РФ мобилизационных органов в зависимости от объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъекта РФ на работу в условиях военного времени и обеспечения условий работникам созданных мобилизационных органов, координации и контроля над проведением ОМСУ и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также методического обеспечения этих мероприятий;

53) организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта РФ;

54) организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов России;

55) установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроля над их применением;

56) осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

57) осуществления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

58) выполнения региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;

59) осуществления государственного регионального контроля над использованием и охраной водных объектов и надзора за ними, мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством РФ;

60) утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством;

61) осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства;

62) организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ;

63) участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Указанные полномочия ОГВ субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, согласно п. 1 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Выполнение указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных ГВБФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с п. 3.1 данной статьи по указанным вопросам ОГВ субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов РФ, независимо от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право.

В пункте 4 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ предусмотрено, что по указанным вопросам могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в подп. 2, 9, 13, 21 и 37 п. 2 указанной статьи). Перечень полномочий ОГВ субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в п. 2 указанной статьи или в порядке, предусмотренном п. 5 указанной статьи.

Согласно п. 5 указанной статьи до принятия федеральных законов по предметам и вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта РФ, могут устанавливаться не указанные в п. 2 этой статьи полномочия ОГВ субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Как предусмотрено в п. 6 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ, законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в России, ОМСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в п. 2, за исключением подп. 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 этой статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта РФ), с передачей ОМСУ необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с п. 7 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ (здесь и далее в ред. от 18 октября 2007 г. <1>) полномочия России по предметам ведения России, а также полномочия России по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, не предусмотренные п. 2 указанной статьи, могут передаваться для осуществления ОГВ субъектов РФ федеральными законами.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 43. Ст. 5084.

Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных ОГВ субъектов РФ, производится за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных ОГВ субъектов РФ, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов федеральных ГВБФ.

Федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий России по предметам ведения России и (или) по предметам совместного ведения России и субъектов РФ ОГВ субъектов РФ, должны содержать положения, определяющие:

порядок представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) или высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;

права и обязанности ФОИВ по осуществлению указанных полномочий ОГВ субъекта РФ и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) по осуществлению переданных полномочий, в том числе права и обязанности по назначению руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих соответствующие полномочия;

права и обязанности ФОИВ и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия;

полномочия ФОИВ по контролю и надзору за осуществлением ОГВ субъекта РФ соответствующих полномочий, а также порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта РФ, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий;

способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления соответствующих полномочий.

В случае если федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий России ОГВ субъектов РФ, не закрепляют указанные права и обязанности ФОИВ, то субъекты РФ реализуют соответствующие права и осуществляют обязанности самостоятельно.

Федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий России ОГВ субъектов РФ, могут содержать положения, предусматривающие:

обязательность передачи в собственность субъекта РФ федерального имущества, закрепленного за территориальными органами ФОИВ, осуществляющими переданные полномочия;

обязанность ОГВ субъекта РФ использовать передаваемые в собственность субъекта РФ материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий, по определенному назначению.

Правительство РФ может устанавливать критерии оценки эффективности деятельности ОГВ субъекта РФ по осуществлению соответствующих полномочий, основания и порядок отмены актов органов исполнительной власти субъекта РФ, принятых по вопросам осуществления переданных полномочий, а также передавать в пользование и (или) управление либо в собственность субъекта РФ материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

Положения федеральных законов, предусматривающие осуществление указанных полномочий ОГВ субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета, вводятся в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, если указанным федеральным законом предусмотрено предоставление бюджетам субъектов РФ указанных субвенций, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ.

Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий России, переданных ОГВ субъектов РФ, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.

ОГВ субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Полномочия России, переданные для осуществления ОГВ субъекта РФ, могут передаваться законами субъекта РФ ОМСУ, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий России ОГВ субъектов РФ.

Согласно п. 8 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ субвенции из федерального бюджета бюджету субъекта РФ могут не предоставляться в случаях, если установленные указанными актами полномочия не предусматривают необходимость создания новых ОГВ субъекта РФ, государственных учреждений субъекта РФ и государственных унитарных предприятий субъекта РФ, а также осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта РФ гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ или субвенции не требуются по результатам расчета объема субвенций по методике, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

В этих случаях осуществление переданных полномочий производится в соответствии с положениями п. 7 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ, в том числе и в части использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств субъектов РФ, за исключением случаев, когда эти полномочия были изъяты по основаниям и в порядке, установленным федеральными законами.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи ОГВ субъекта РФ самостоятельны в определении размеров и условий оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ. Аналогичная норма закреплена в п. 2 ст. 26.14 Закона об организации органов власти субъектов РФ.

В подп. 2 п. 3 ст. 130 Кодекса установлено, что субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, не имеют права превышать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и (или) содержание ОГВ субъекта РФ.

6. В соответствии со ст. 26.3.1 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) ОГВ субъекта РФ вправе участвовать в осуществлении полномочий России по предметам ведения России, а также полномочий России по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с п. 7 ст. 26.3 названного Закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие:

порядок согласования участия ОГВ субъектов РФ в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

возможность и пределы правового регулирования федеральными ОГВ указанных полномочий.

Там же установлено, что ОГВ субъекта РФ вправе производить расходы за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения России, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в п. 2 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ, если возможность произведения таких расходов предусмотрена федеральными законами.

ОГВ субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное ст. 26.3.1 Закона об организации органов власти субъектов РФ, не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Другой комментарий к статье 85 Бюджетного Кодекса РФ

Конкретизируя положения ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодатель в п. 1 ст. 85 БК РФ дает закрытый перечень оснований для возникновения расходных обязательств субъекта РФ. К ним относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ. В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения этих субъектов осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета);

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

3) заключение от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;

4) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в определенных формах и порядке, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований. Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций (ст. 140 БК РФ). Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.

При этом все вышеуказанные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, а в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, - за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

5) принятие нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета. Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Данные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ и исполняются за счет и в пределах указанных субвенций. При этом превышение нормативов, исходя из которых выделяются субвенции из федерального бюджета, финансируется за счет собственных средств бюджета субъекта РФ.

Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.

Также органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Исключение составляют случаи, прямо установленные федеральными законами. Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).

Комментарии и консультации юристов по ст 85 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 85 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.