Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
вывозных таможенных пошлин на газ природный;
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Комментарий к статье 96.6 БК РФ

1. Выше говорилось (см. комментарий к гл. 13.1 Кодекса), что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния являются "преемниками" Стабилизационного фонда РФ, механизм формирования и использования которого был определен в соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2003 г. N 184-ФЗ.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного Закона, общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ является высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Доля топливной промышленности в структуре промышленного производства России достигает 20%, топливно-энергетические ресурсы составляют 55% российского экспорта, около 35% доходов федерального бюджета формируется за счет платежей, поступающих от нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие три - пять лет. Вследствие этого основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть.

Преобразование в соответствии с Законами 2007 г. N 63-ФЗ и 247-ФЗ Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния исходит из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Такое разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Соответственно, комментируемая глава закрепляет новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов. Конкретные параметры данного порядка прямо названы в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г.: все нефтегазовые доходы предполагается разделить на три составляющие:

первое - это Резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией;

второе - часть нефтегазовых доходов должна идти в федеральный бюджет для выполнения прежде всего масштабных социальных программ;

и третье - Фонд национального благосостояния, куда будут направляться все остальные нефтегазовые доходы.

С учетом внесенных изменений (новая редакция п. 2 ст. 199 Кодекса) применительно к федеральному бюджету объем нефтегазовых доходов, объем нефтегазового трансферта и нормативная величина Резервного фонда отнесены к основным характеристикам бюджета.

2. Стабилизационный фонд РФ, согласно п. 1 ст. 96.1 Кодекса в ранее действовавшей редакции, образовывался за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть. Под ценой на нефть в соответствии с п. 2 указанной статьи понималась цена на нефть сырую марки "Юралс", определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой ценой на нефть понималась цена на нефть сырую марки "Юралс", эквивалентная 197,1 долл. США за одну тонну (27 долл. США за один баррель).

Однако Стабилизационному фонду РФ недоставало более полного зачисления конъюнктурных доходов бюджета: в первую очередь вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Перечень таких конъюнктурных доходов определен в п. 2 комментируемой статьи. Согласно Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2008 г. - 2383,1 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2009 г. и 2010 г. - 2351,9 млрд. руб. (5,93% к ВВП) и 2348,3 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.

Налог на добычу полезных ископаемых согласно подп. 6 ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относится к федеральным налогам. Порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен гл. 26 части второй НК РФ (в ред. от 8 августа 2001 г.). Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции установлены гл. 26.4 части второй НК РФ (в ред. от 6 июня 2003 г. <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2174.

Вывозная таможенная пошлина в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ относится к таможенным платежам. Пункт 4 ст. 3 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в ред. от 27 июля 2006 г.) <1> определяет порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (код ТН ВЭД России 270900) и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством РФ с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821; СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3444.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории России за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2006 г. N 695 <1>. Ставки вывозных таможенных пошлин на иные товары, вывозимые с территории России за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утверждены Постановлением от 23 декабря 2006 г. N 795 <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4921.
<2> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 254.

Другой комментарий к статье 96.6 Бюджетного Кодекса РФ

Отличительной особенностью федерального бюджета в соответствии с изменениями БК РФ стало изменение структуры его доходов и выделение нефтегазовых доходов. Они используются на следующие цели: финансовое обеспечение нефтегазового трансферта, формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В части второй названной статьи определены источники получения нефтегазовых доходов.

Комментарии и консультации юристов по ст 96.6 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 96.6 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.